пятница, 8 февраля 2013 г.

психологическая мысль в 18 веке

7.2. Развитие философско-психологической мысли англии

Основой формирования научных суждений выступает . Идеи, выведенные путем индукции, являются истинными, в отличие от тех, которые "могут быть вообразимы". Необходимо отказаться от неконтролируемых метафизических допущений ("Гипотез не измышляю"). Тем самым утверждается роль опыта, эксперимента как наиболее действенных способов познания.

К числу фундаментальных свойств объективно существующих тел относятся: протяженность, твердость, подвижность и сила инерции. Эти свойства "мы ощущаем не иначе, как посредством чувств". Тем самым утверждается объективное бытие мира, его познаваемость, роль чувственной сферы как главного источника знаний.

"Поскольку мы узнаем о свойствах тел только посредством экспериментов, мы должны считать универсальными все те свойства, которые в экспериментах носят устойчивый характер, и те, которые не могут быть ни уменьшены, ни устранены. Мы не должны уклоняться от очевидности экспериментов, чтобы увлечься снами и изобретенными нами фикциями". Таким образом, наряду с констатацией единообразия природы, это правило отражает принцип опытного (экспериментального) изучения мира.

"Одни и те же явления мы должны, насколько возможно, объяснять теми же причинами. Например, дыхание человека и животного; падение камней в Европе и Америке; свет огня в кухне и свет от Солнца " Это правило отражает второй онтологический постулат - единообразие природы.

"Не следует допускать причин больше, чем достаточно для объяснения видимых природных явлений". Это принцип экономии мышления, аналогичный "бритве Оккама", представляющий утверждение простоты природы и необходимость ее детерминистического познания.

В работе Ньютона "Математические начала натуральной философии" сформулированы основные "правила философского рассуждения":

          Особое влияние на научную мысль XVIII в. оказало учение (1642-1727), создателя классической физики, нового научного мировоззрения. Он, независимо от Г. Лейбница, изобрел дифференциальное и интегральное исчисление, был автором теории всемирного тяготения, концепции корпускулярной природы света, важных астрономических и оптических открытий, разработал методологическую теорию, ставшую образцом точного знания и оказавшую воздействие на всех передовых мыслителей XVIII в., включая И. Канта. В 1703 г. И. Ньютон был избран президентом Лондонского Королевского общества (английская Академия наук).

          Главный идеал - свободная самостоятельная личность, наделенная здравым смыслом. Философия здравого смысла, став основной идеей этого времени, в противовес теологическому учению утверждала право и обязанность человека мыслить самостоятельно, без оглядки на догматические религиозные предписания, апеллируя к собственному опыту и рассудку.

Век Просвещения знаменуется расцветом научной мысли. Наука перестает обслуживать богословие, становится инструментом познания природы. Осуществляется ее превращение в самостоятельную сферу деятельности, отражением чего являлось создание в ряде европейских стран научных Академий.

утверждение магической роли воспитания.

развитие идей "естественного права", признающего равенство людей по их природе;

прогресс естественно-научного знания;

вера в человеческий разум;

Период Просвещения характеризовали:

          Возникает и ширится общественное движение, получившее название Просвещение, цель которого состоит в том, чтобы просветить силой познания все существующее. Мыслители, представляющие это течение, выражали антиклерикальные настроения, утверждали, что причина всех человеческих бед - невежество и религиозный фанатизм. Поэтому главные средства оздоровления общества, избавления от социальных бед и пороков они видели в решительной борьбе с суевериями, возвращении к естественной, здоровой природе человека, утверждении в умах людей научного знания, опирающегося на опыт и разум.

          Серьезные изменения происходят в это время в идеологической сфере. отступает и на смену ей приходит "естественная религия", выводимая из человеческой природы и не нуждающаяся в опоре на догматы. Теизм как единовластие церковной идеологии сменяется деизмом, утверждающим, что Бог, создав природу, не вмешивается дальше в ее развитие, которое осуществляется согласно ее собственным законам (Дж. Толланд, Д. Юм, Вольтер, Ж.Ж. Руссо).

Основными событиями в экономической и социально-политической жизни Западной Европы XVIII в. явились индустриальная революция в Англии и буржуазная революция во Франции, которые создали предпосылки для интенсивного развития капиталистических отношений.

7.1. Социально-экономические идеологические предпосылки развития европейской психологической мысли XVIII века

История психологии. Тема 7. Психологическая мысль XVIII века.

Комментариев нет:

Отправить комментарий