суббота, 9 февраля 2013 г.

кто осуществляет строительство тоннеля через финский залив

Морские водные пространства, бывшие в нашей стране долгое время закрытыми для свободного посещения, сейчас становятся все более доступными. Это приводит к массовому посещению аквалангистами подводных объектов, и в первую очередь затонувших судов, что сказывается на их сохранности, учитывая, что лишь немногие из них имеют статус охраняемых объектов.

Однако наиболее оптимальным вариантом сохранения подводных находок, в первую очередь затонувших судов и их деталей, признается обеспечение сохранения их в водной среде на месте обнаружения in situ.

обязательное сохранение (консервация) предметов и деталей судов после их подъема на поверхность.

не разрушительные методы их исследования,

точность документирования подводных объектов,

археологический профессионализм при проведении подводных исследований,

предварительное планирование исследовательских работ,

В настоящее время помимо законодательных актов, принятых в разных странах, существуют различные рекомендательные документы по сохранению объектов подводного археологического наследия. В их числе пока не принятая Российской Федерацией Конвенция ЮНЕСКО по охране культурного наследия, находящегося под водой 2001 г., которая содержит множество ценных рекомендаций по его изучению, сохранению и использованию (Конвенция 2004: 162-169). Мониторинговой группой был разработан Практический кодекс по работе с объектами подводного культурного наследия. Основные рекомендации, содержащиеся в этом документе, сводятся к следующему:

Одна из совместных работ мониторинговой группы (2005-2006 гг.) «Проект 100», предусматривающий обозначение ста наиболее значимых объектов культурного наследия в акватории Балтийского моря. В их число включены 72 корабля, 10 стоянок каменного века, 7 гаваней, 8 укреплений, 2 моста. Среди них 8 объектов и комплексов объектов в российских водах Финского залива: шведские суда, затонувшие во время Выборгского морского сражения 1790 г. в районе мыса Крестовый, любекский корабль конца XVII начала XVIII в. «Рафаил», русские военные суда: XVIII в. корабли «Лондон» и «Портсмут», XIX в. корабль «Лефорт», фрегат «Олег» и броненосец «Гангут». В качестве комплексов объектов в список вошли советские корабли, погибшие во время Таллиннского перехода 1941 г., а также подводные заградительные сооружения XVIII-XIX вв. в районе Кронштадта. Принципами выбора этих объектов были историко-культурная значимость, состояние изученности подводных объектов в российской части Балтики, а также степень их сохранности.

Археологические работы во всех странах все больше приобретают охранный характер они проводятся в зонах хозяйственного освоения строительства и прокладки коммуникаций, для спасения находящихся там объектов. В 2000 2004 гг. в Балтийском регионе действовали 38 исследовательских проектов по морской археологии и 73 охранных проекта. Наибольшее количество охранных проектов было организовано в Швеции 41, Дании 25, Финляндии 17, что характеризует высокий уровень законодательств по охране памятников в этих странах. Для примера, в Эстонии и Латвии таких проектов не было вообще, а в российских водах Финского залива при поддержке Департамента по охране памятников Ленинградской области удалось организовать только 3 таких проекта. Основная часть работ по строительству новых портов в акватории Финского залива не сопровождалась охранными археологическими исследованиями, хотя попытки организовать проведение таких работ предпринимались.

Следует отметить, что в последние годы все большее количество подводных объектов обнаруживается аквалангистами-любителями. В 2000-2004 гг. на Балтике ими было найдено 28% от всех выявленных объектов. 20% было обнаружено при археологических исследованиях, 16% при гидрографических работах, 12% рыбаками. Результаты открытий новых объектов во многом связаны с уровнем развития подводного туризма в различных прибалтийских странах. Количество аквалангистов в Германии составляет около 600 000, в Швеции около 135 000, в Финляндии около 25 000 человек.

Количество выявляемых объектов историко-культурного наследия возрастает с каждым годом. За период 2000-2004 гг. в Балтийском регионе было выявлено около 1080 новых объектов. Из них в Дании около 200, в Финляндии около 100, кроме того, на Аландских о-вах около 150, в Германии около 440, в Швеции около 100, в Польше около 50, в Эстонии 5, в Латвии 3. В российских водах Финского залива за эти годы было выявлено около 20 объектов.

Количество выявленных подводных объектов культурного наследия в странах Балтийского региона составляет 26703 . Из них 12372 охраняются как исторические памятники. Наибольшее их количество выявлено в Швеции около 15000. Из них на охране стоят 3218. В двух землях Германии Мекленбурге и Шлезвиг-Гольштейне, имеющих выход к Балтике, охраняются 1150 объектов. В Дании из 7247 известных объектов охраняются 3781, в Финляндии из 1074 728, в Эстонии из 200 13, в Латвии из 291 14, в Польше из 65 1, в российской акватории Финского залива на учете стоят 20 выявленных объектов.

При существующих различиях в законодательствах стран Балтийского региона, в каждой из них имеются возможности для охраны подводных объектов культурного наследия. В Дании, Латвии, Литве, Польше и России подводные памятники являются собственностью государства. В других государствах имеются другие формы собственности на объекты наследия, с условием их сохранения и доступности, а также финансирования собственником мероприятий по их сохранению. Законодательства всех стран, кроме датского, позволяют объявить памятником подводный объект моложе 100 лет, в России старше 40 лет, в Литве и Латвии старше 50 лет, в Эстонии и Германии объекты любого возраста, представляющие научный интерес.

Начиная с 1996 г. в рамках мониторинговой группы Балтийских стран по морской археологии осуществляется многостороннее сотрудничество в этой области . Главной задачей этой организации является обмен научной информацией, обобщение сведений о состоянии подводного историко-культурного наследия Балтики и выработка рекомендаций по его изучению, сохранению и использованию. Немаловажную роль играет и популяризация этого наследия, выражающаяся в совместных выставках, конференциях, публикациях, проектах (The Marine Archaeology 1998, Изучение памятников 2000, Maritime Archaeologie Heute 2002, Treasures of the Baltic Sea 2003, Baltic Sea Identity 2003).

Согласно закону об объектах культурного наследия народов Российской Федерации, принятого в 2002 г., к числу объектов культурного наследия могут быть причислены все суда, затонувшие более 40 лет назад.

В акваториях морей, озер и рек Российской Федерации имеются тысячи затонувших судов. Большинство из них являются потенциальными объектами культурного наследия. Однако, в отличие от наземных памятников археологии и истории, они изучены в значительно меньшей степени и поэтому в большинстве своем не стоят на государственной охране. С развитием и совершенствованием поисковой техники в конце ХХ столетия, когда проникновение в подводный мир стало более доступно, появилась возможность быстрого обнаружения и подъема затонувших судов и их грузов.

Подводное историко-культурное наследие России и международное сотрудничество стран Балтийского региона по морской археологии

Сорокин П.Е. Подводное историко-культурное наследие России и международное сотрудничество стран Балтийского региона по морской археологии //Изучение памятников морской археологии. - СПб., 2009. - Вып. 6. - С.7-24.

Сорокин П.Е. Подводное историко-культурное наследие России и международное сотрудничество стран Балтийского региона по морской археологии

Комментариев нет:

Отправить комментарий